ГЛАВА IV
ФАНТАСТИКА В ДИЗАЙНЕ


Что самое главное в дизайне?
Правильно!
Щель у бардачка в палец толщиной.

Ведущие мировые автопроизводители идут по пути тотальной экономии. Унификация производства и создание модульных типовых конструкций автомобилей в международном масштабе - это неизбежность. Во-первых, потому что мы живем на планете с ограниченными ресурсами, а во-вторых, потому, что большие дяди управляющие планетой знают об этом уже давно. Вся без исключения техническая начинка и производственная оснастка будет генерироваться в недалеком будущем всего на нескольких мировых заводах-гигантах. Трансатлантические корпорации поделят рынок между собой, но на самом деле он будет монополизирован на 100%. Очень скоро машины в магазинах будут различаться только дизайном кузова и салона. При стремлении снизить себестоимость продукции это гарантирует узнаваемость, а значит будет поддерживать интерес к модельному ряду на рынках с различными требованиями.

Дизайнерские решения со временем станут единственным критерием оценки такого товара, как автомобиль. Уровень качества исполнения и заложенный в конструкцию предел искусственного старения будет практически одинаков для всех видов транспорта в заданном типе конструкции и заданной ценовой категории. Исходя из этого постулата мы и будем рассуждать о дизайне.

Становится очевидным, что лучшие показатели продаж будут у автомобиля обладающего большей оригинальностью экстерьера и интерьера, А также, узнаваемостью фамильных черт изделия. Однако не стоит путать оригинальность с экстравагантностью и шизофренией. Как же достичь узнаваемости?

Если у автомобиля нет биографии, то он должен покорять сердца новизной технологий. В нашем случае, всё гораздо проще. Пройдёт еще пять лет и ту Волгу, которую за глаза величали Баржой начнут забывать. Но нет худа без добра. Пауза в производстве сыграет заводу на руку. Дурная слава забудется, а легендарный автомобиль всегда можно возродить. Если, конечно, подойти к этому делу с умом и любовью.

Ностальгия - лучшее тайное оружие для возвращения легенды и триумфального возвращения бренда на рынок. Пробудить это подзабытые чувства в памяти можно только дизайном в стиле «псевдо ретро». Узнаваемые фамильные черты будут определяющим фактором в привлечении как старых, так и новых покупателей. Знакомые линии в облике автомобиля будут залогом успеха на старте продаж. Нет абсолютно никакого смысла в создании футуристического дизайна и всяческих дизайнерских изысках.

Волга-2 вряд ли будет такой (в ближайшие лет 200):

И такой тоже вряд ли:


Мастерство дизайнера заключается в умении сдержанно подчеркнуть достоинства и завуалировать недостатки. Волга-2 должна внешне ассоциироваться с прежней Волгой. Только узнаваемость на дороге при сохранении имени и адекватной цены вернет преданных поклонников, которых в данный момент просто лишили возможности купить Баржу. А свежесть линий, новые стандарты качества сборки, обязательно привлекут и новых покупателей.

В России никогда не будет пользоваться спросом некрасивый или слишком смелый (необычный) дизайн. Даже Логан, при всей его простоте является вполне гармоничным (на своём уровне) объектом. Русский человек, к тому же, консервативен и не любит изменений. Автомобиль для него – второй дом и этот дом должен быть уютным, где всё привычно. Русский человек живет прошлым и ему нравится то, что было раньше. Именно поэтому «псевдо ретро» дизайн всегда будет востребован в России. Он напоминает каждому поколению, что раньше всё было по другому, не так, как сейчас.

Очевидно, что возрожденная легенда должна быть узнаваемой внешне на 100%. Волга-2 должна быть Волгой с первого взгляда и до последнего момента, когда ее силуэт скрылся вдалеке. Только в этом случае она будет востребована. И будет дорога прежде всего, как память о прошлом. Если на условный Пассат просто прилепить шильдик БАРЖА, то русский человек будет считать, что его обманывают. А для него нет ничего хуже, чем обман. Русские люди безразличны к трудностям и невзгодам, но обман воспринимается ими как самая большая несправедливость. Стоит лишь раз обмануть покупателя и модель обречена на провал (привет Сайберу). Поэтому, даже если внутри автомобиль будет на 99% мерседесом/ тойотой/ роллс-ройсом/ санёнгом (нужное подчеркнуть), то кузов должен быть тщательно проработан. Он может быть выполнен в различных техниках современного автодизайна, но в нём должна быть идея, подчеркивающая преемственность поколений.

Возьмём к примеру возрожденный Шевроле Комаро:

или Форд Мустанг:

Да, с точки зрения современника это абсолютно новые автомобили. Но ведь они узнаваемы. Внешне они не изменились. Фамильные черты присутствуют и более того выпирают, манят - "Купи легенду!". Ну как тут устоять? Именно такого эффекта необходимо добиться при создании кузова Волги-2. Какие же детали могут безошибочно идентифицировать машину, как легенду?

Начнем с формы. В темноте все кошки серые. Но во всех из них узнается кошка, а не собака и не крокодил. Что отличает Волгу от потенциальных конкурентов и объединяет с недосягаемыми одноклассниками? Прежде всего силуэт заднеприводного автомобиля. В котором главенствуют две особенности:

1. удлиненная часть кузова между аркой переднего колеса и передней дверью (А)
2. длинный задний свес

А вот наглядно показано отличие силуэта переднеприводного автомобиля от заднеприводного:

Хорошо видно, что салон переднеприводного авто смещен вперед сильнее. И в принципе, при близких наружных габаритах внутренний объём одинаков. Однако, силуэты автомобилей интуитивно ощущаются по-разному, длинная корма и длинный капот заднеприводника заметны.

Все эти картинки говорят о том, что силуэт Волги, как заднеприводного автомобиля, будет предопределен. И он будет узнаваем. Это и есть преемственность поколений воплощенная в металле. Изобретать велосипед нет никакой необходимости. Даже если двигатели внутреннего сгорания в скором будущем будут заменены на плазменные резонансные нанодвигатели, спрятанные в ступицах колес, Волга всё равно должна быть именно такой. В ней просто станет еще больше полезного свободного пространства, которому всегда найдётся применение. С формой разобрались. Переходим к деталям.

 

 

ШТРИХ №1
Дверь

Начнем с самой узнаваемой детали экстерьера. Характерная для 21-ой Волги выштамповка на задней двери:

Похожий декоративный элемент был у старшей сестры Чайки-13:

Почему бы самому главному дизайнеру завода «ГАЗ» не обыграть эту деталь в новом облике Волги-2? Например, сделать нечто подобное, что можно встретить на других автомобилях, если немного изменить "угол атаки" линий:


Hundai Еquus


Mercedes-Benz-CLS


Infiniti-Q50

И даже над таким вариантом можно подумать. Декоративный воздухозаборник мог бы стать отличным дополнением в дизайне версии Волги спорт-купе.


Lamborghini-Huracan

Ну и на последок совсем уж фантастический вариант изгиба... Почему бы нет? :)


Honda-FCEV-Concept

Для стороннего наблюдателя запоминающийся и узнаваемый борт автомобиля будет не менее привлекательным, чем ушедшая в историю фигурка оленя на капоте. Которую теперь, по нормам безопасности, вообще невозможно будет разместить на прежнем месте. Зато, можно разместить в другом. Например вот так:

 

 

ШТРИХ №2
Задние фонари

Задние фонари 21-ой Волги имеют узнаваемую форму. Расположены они вертикально.

Это означает, что на Волге-2 они просто обязаны быть вертикальными и стилистически напоминать именно фонари 21-ой Волги. Потому что задние фонари всех последующих моделей Волги нельзя признать результатом дизайнерского труда. Скорее они являлись компромиссом между ценой и функциональностью.

Удачные примеры вертикальных фонарей встречаются и сегодня на моделях Cadillac XTS и Chrysler300:

Но это коенчно лишь вариация. У Волги два они будут другими.

 

 

ШТРИХ №3
Заднее крыло

Заднее крыло 21-ой Волги ближе в бамперу и фонарю имеет вот такой наклонный профиль:

А примерно так этот профиль мог бы быть реализован в настоящее время, на примере Bentley Mulsanne и Maybach-Zeppellin:

Но линии выштамповок должны быть более острыми и резкими.

 


ШТРИХ №4
Багажник

Здесь даже думать не о чем. Достаточно сходить в архив, поднять чертежи и сделать то, что уже давно придумано. Багажник по форме должен быть именно таким:


На счет дизайна фонарей конечно можно поспорить, но сходство формы багажника заводской дизайнер смог уловить:

А вот еще правильная по смыслу попытка:

Однако, форма фонарей и бампера слишком уж простые. Очевидно здесь стояла задача обновить в очередной раз облик авто малыми силами. Хотя, направление мысли верное.


ШТРИХ №5
Задняя стойка крыши

Задняя стойка крыши должна сохранить свои очертания. То есть, она должна быть достаточно широкой и при этом не слишком заваленной вперёд. Не стоит в угоду обтекаемости кузова сильно наклонять ее. Это будет уменьшать внутреннее пространство салона, а улучшит аэродинамику незначительно. Крыша не должна слишком уж нависать над головами задних пассажиров. Там должен быть запас.

Идеальный пример для подражания - Bentley Breitling. Даже выдумывать ничего не надо, черти под копирку и не переживай об авторском праве:

А вот еще варианты близкие по смыслу (правильный угол наклона, достаточная ширина) варианты:


Chrysler С-300


Mercedes-Benz E63

 


ШТРИХ №6
Клыки

И для 21-ой Волги и для ранних двадцатьчетвёрок был характерен декоративный элемент на бампере под названием «клыки».

На бампере последней настоящей Волги (модель 3111) можно увидеть попытку реализовать эти клыки в хроме и пластике:

Но мне кажется, что правильнее было бы попробовать сделать из клыков фальш-кенгурятник, плавно переходящий из-под бампера в номер. Это придало бы автомобилю штрих агрессивности и брутальности:

Это всего лишь набросок. Кто может, нарисуйте лучше.

Шесть вышеперечисленных мною стилистических решений (выштамповка на дверях, форма заднего фонаря и заднего крыла, форма багажника и стойки крыши, клыки) сделают Волгу-2 узнаваемым автомобилем. Но это лишь основные элементы экстерьера с которыми можно и нужно работать. Кроме них есть менее заметные, но не менее значимые компоновочные решения. Например, расположение антенны на крыше по центру лобового стекла:

Но есть и такие компоновочные решения, которые оказывают слабое влияние на внешнее восприятие автомобиля в целом, и являются следствием технологических особенностей. Однако, в них также скрыта возможность для подчеркивания индивидуальности. Например, люк бензобака. Будучи расположенным со стороны водителя – он позволяет не стоять на заправке в бесконечной очереди ТАЗиков, а в гордом одиночестве подъезжать к свободной колонке…

 


ИНТЕРЬЕР

Перефразируя слова великого механизатора Генри Форда, дизайн интерьера Волги-2 может быть любым, но только при условии, что подсветка приборов и кнопок салона будет изумрудно зеленой.

Это первое и обязательно условие, без выполнения которого, Волга-2 существовать не имеет права.

Второе условие - это одна деталь, на которую надо обратить внимание и постараться сохранить ее в интерьере будущего салона Волги-2, каким бы он не оказался в итоге. Это кнопки электростелкоподъемников на центральном туннеле, рядом с ручником:

Расположение кнопок кому-то покажется странными и даже неудобными, но это лишь на первое время. Для Волги – это может стать фирменным знаком интерьера. Таким же, как когда-то на СААБах было местоположение гнезда замка зажигания. Не стало замка на СААБе в историческом месте, не стало и СААБа. Не нужно повторять чужих ошибок и искушать судьбу.

И последний, третий «штрих к портрету» салона Волги-2 – четырехспицевый руль:

Почему не трёхспицевый? Всё очень просто! Между нижними спицами очень удобно и естественно кладется ладонь. Именно в такой расслабленной позе волгарь чувствует себя за рулем абсолютно комфортно. Да это не очень правильно с точки зрения безопасности вождения. Однако, настоящий волгарь никуда не спешит, поэтому он может себе позволить соблюдать традицию положения левой руки. А сохранение традиций – это то, ради чего написан весь мой труд.

И еще кое-что...

Кое-что о том, что может повлиять на дизайн салона не существующей пока Волги-2. Дело в том, что все без исключения системы вентиляции салона современных автомобилей (производимых в массовом порядке) оборудованы двумя фронтальными воздуховодами и одним (обычно разделенным на два потока) воздуховодом в ногах. Эффективность такого обдува (до момента выхода температурного режима на оптимальные показатели) в морозы близка к нулю по нескольким причинам.

Это всё очень неправильно, если учесть, что автозавод выпускает автомобили для России, где иногда бывает холодная зима. В легендарном автомобиле, претендующем на звание «самый комфортный авто всех времен и народов» воздуховодов, нагоняющих теплый воздух на водителя должно быть минимум 8 (не считая обдува лобового и бокового стекол).


-два (обязательно раздельных) дуют вниз на голень и носок стопы.
-два дуют из-под руля в скользящем режиме от колена к карманам брюк.
-два дуют на руль из незаметных боковых щелей приборной панели в район 2-х и 10-ти «часов».
-два дуют турбулентно от козырька приборной панели в район предплечий.

Таким образом, при минусовых температурах и обязательном наличии системы быстрого прогрева салона (любого принципа действия) будет обеспечиваться термо-капсула для водителя. Что обязательно будет оценено водителями по достоинству. Это еще один плюс в копилочку бонусов при покупке Волги-2.

В случае избавления от архаичных и бесполезных фронтальных воздуховодов, освобождается дополнительное место на передней панели, которое можно использовать более рационально. Но об этом чуть позже.

 

Из таких дизайнерских и компоновочных решений складывается узнаваемый образ автомобиля. А если автомобиль будет узнаваемый, на него всегда будет спрос. Уверен на 146%.

В следующей (последней) главе вы узнаете, чем нужно наполнить внешнюю оболочку и как правильно преподнести потенциальным клиентам готовую к продаже Волгу-2 ...




© Thunderozzz.ru 2013.